Будущая художница получила исключительно классическое домашнее воспитание, что предполагало знание истории, литературы, искусств, иностранных языков. Мать художницы, Вера Николаевна Воейкова (урожденная Львова), всячески поддерживала интерес дочери к искусству. Семья жила в имении отца Ольшанке Тамбовской области. Окружающая природа и крестьянский быт наложили отпечаток на дальнейшее творчество М.А. Поленовой. После смерти отца семья переехала в Петербург, где Мария Поленова попала в художественную среду и могла общаться с живописцами К. Брюлловым, Ф. Бруни, брать уроки рисования у академика живописи К. Молдавского.
М.А. Поленова хотела научиться профессионально рисовать и писать маслом. Но в те времена женщины не могли получить специального образования, т.к. в Академию художеств их не принимали. Несмотря на эти ограничения в обучении, Мария Поленова, обладая талантом и трудолюбием, смогла достичь профессионального мастерства. Ее работы отвечали всем требованиям, предъявляемым Академией к рисунку и живописи 19 века.
В те времена особое внимание в художественном образовании уделялось рисунку. По мнению К. Брюллова, «рисовать надо уметь прежде, чем стать художником. Механизм надо развивать с ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передавал свои мысли без всякого затруднения». Рисунки Марии Поленовой сконцентрировали в себе все характерные черты русской академической школы рисования, в то же время не теряли своей индивидуальности. Выразительные, взятые из народа образы полны духовного совершенства, чистоты и грациозности. Фактуру тканей, цвет драпировки и тела художница передает только тоном.
Работы М.А. Поленовой оказались хорошей школой для ее детей – будущих художников, и были ярким примером того, как следует относиться к рисунку. Именно Мария Алексеевна первая научила своих детей правильно держать в руках карандаш и работать маслом, тем самым оказав большое влияние на выбор жизненного пути Василия и Елены Поленовых.
Н.Е. ЯЧНИК, директор ММВЦ.
Источник: Газета Маяк
10.06.2015 13:43