Елизавета Чернявская. Жизнь за колючей проволокой

Елизавета Чернявская. Жизнь за колючей проволокой
Фото: malmayak.ru



Продолжение.
Начало в номерах газеты 
за 7 и 24 марта.
ЛАГЕРНАЯ ХУДОЖНИЦА

Художница Чернявская работала в культурно-воспитательной части (КВЧ). Она получала задание, краски и делала плакаты, рисовала графики и таблицы для отчётов начальника лагеря. Стены и потолки столовой были тоже расписаны лагерными художниками. Кроме того, им приносили картины, репродукции, фотографии, и подневольные живописцы делали с них копии для начальников, их приближённых и домочадцев. Рисовали художники и лидеров страны, тех, кто подписывал ордера на их аресты, сроки, ссылки. 

Однажды в 1965 году в Обнинском музее Чернявскую попросят отреставрировать картину. Она по каким-то, только ей известным, приметам определит работу лагерного художника и в дневнике запишет: «Нахапали» на черный день. Во всех лагерях одна «музыка». Только бы сдержаться. Мне очень нужна работа».

В лагере здоровье осуждённой Чернявской таяло. Комната с решёткой на окнах была тесной, не хватало свежего воздуха, от усталости и нехватки свежего воздуха она чахла. Дистрофия, авитаминоз, стенокардия и частые обмороки всё чаще укладывали её в лазарет. Лиля до последнего терпела боль, так как боялась и не доверяла лагерным врачам. Некоторые из них были вольнонаёмные. А медсёстры — только из заключённых. Сердце Лили, истерзанное не только работой и жуткими условиями существования, но и мыслями, что нескончаемым потоком напоминали о себе и выжигали душу. Она часто думала, как бы сложилась её судьба, если бы она не уехала из России? В дневнике 1969 года она напишет: «Вот исполнилась моя мечта, и я в России. Что есть желание и есть ум? У меня восторжествовал не разум, а желание. Обратно, обратно. Как страшно я наказана». Но нет у времени обратного отсчёта. Позже она, думая о превратностях своей судьбы, рассудит так: «Ведь вот не пришла же я на свет, скажем, в прошлом столетии. Я узрела мир в начале 20 века. Всему, очевидно, своё время, своё место». 

Сколько ею передумано за колючей проволокой — какое сердце выдержит! Однако страдания, обнажая душу, запускали резервные силы организма, немощь физическая отступала, дух крепчал. О тайне своего долгого жизненного пути Лиля никому не рассказывала: мамунька знала, но её, родимой, давно нет. Веруська догадывалась, но и её Лиля похоронила за год до окончания войны на венском кладбище рядом с папунькой. Она наняла тогда скрипача, и он с чувством исполнил «Смерть Озе» Э. Грига. Давно это было, а кажется, что вчера.

Однако именно в этой «тайне», чувстве большой любви, Лиля черпала силы, веру и надежду.

«СВИДЕЛИСЬ!»
Однажды ей дадут несколько журналов «Огонёк», чтобы оформила опубликованные там репродукции для стенда к празднованию 7 ноября. Каково же было её изумление, когда, раскрыв один из номеров журнала, она увидела изображение Александра Невского и почувствовала, что знает почерк этого живописца. Под репродукцией стояла фамилия Павла Корина. На неё смотрел русский богатырь, строгий и могучий. Сколько силы и красоты в нём запечатлел автор! Гордостью наполнилось её сердце за картину учителя. 

Это потом Лиля узнает, что Корин — автор триптиха «Александр Невский», куда вошли три полотна — «Александр Невский», Северная баллада» и «Старинный сказ». Шёл 1942 год. Это был заказ Комитета по делам искусств художнику к выставке «Великая Отечественная война». Сначала Корин отказался, ведь он не исторический живописец, а потом согласился. 

Это была потрясающая встреча! Лиля мастерски оформила паспарту для репродукции. А потом спросила разрешение и подобрала по размерам грубую рамку, ошкурила её, покрасила и покрыла лаком. Это был незабываемый день для неё. «Павел Дмитриевич! Бездна искусства в Вашем портрете», — думала Лиля, и душа её ликовала: «Свиделись!»

10-Й ЛАГПУНКТ
Этот лагпункт прославился цветущей территорией. И этим внешне отличался от всех зон. Дело в том, что заключённая москвичка, бывшая сотрудница Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, получив разрешение начальника лагеря, написала коллегам письмо с просьбой прислать семена цветов и трав. Прислали. Посадили. И зазеленели травы, зацвели на клумбах резеда и настурция, «душистые» горошек и табак, персидская ромашка. Травы были высоченные. Огромные красно-лиловые листья напоминали декоративную крапиву, которую выращивают на подоконниках. Как же хотелось Лиле рисовать это чудо! 

По вечерам пахло так, что дух захватывало. Всё это напоминало детство, скобелевский сад. Лиля в короткие минуты прохождения мимо диковинных растений чувствовала себя в «космосе». Она, миниатюрная женщина, среди гигантской персидской ромашки ощущала себя в диковинном саду и еле сдерживала свои чувства, прятала глаза, полные слёз. Казалось, что среди ромашек она, словно после выпитой родниковой воды. Это был кусочек свободы. Она страдала лишь оттого, что не может сесть рядом и рисовать, рисовать эту потрясающую красоту! Лиля делала наброски по памяти в редкие минуты отдыха. Отвлекаться на работе «на творчество» не разрешалось. Это была непозволительная роскошь. Однако ей удалось сохранить некоторые наброски, сделанные на зоне, о чём она напишет в марте 1973 года после разбора своего «лагерного» архива.

Татьяна ЖИДКОВА 
(Окончание  следует.)

  Из дневника Елизаветы Чернявской

«Учитель, мне кажется, что солнце погасло, я пропадаю без Вас. В крепчайшие мордовские морозы, когда бураны заносят бараки, воют волки за высоким забором, слышу голос ветра, что говорит о Вас. Ночами, когда сон не идёт от холода и стынет душа от одиночества, вновь и вновь представляю Ваше лицо, Павел Дмитриевич. В последнее время оно всё чаще исчезает, не успев возникнуть. 20 лет разлуки с той памятной сердцу встречи в Вене. Вспоминаете ли Вы меня? Образ Ваш всё ещё заставляет надеяться, что бог дарует нам встречу. Я закрываю глаза и слышу, то ли наяву, то ли во сне: «Елизавета Александровна, написали ли Вы свою главную картину?». И я вновь не успеваю ответить Вам, что не так решила «вопрос всей жизни», а потому не те и не там пишу картины. Только Вы, Павел Дмитриевич, помогаете мне находить силы верить в путь, который ведёт меня через все страдания к другой жизни, где есть свобода, живопись».

 
 
По теме
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в период с 1 апреля по 15 июля 2024 года проводится призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе,
«Здесь люди добрее» - Газета Козельск История педагога, переехавшего из Смоленска в Козельский район 20 февраля 2019 года во время ежегодного оглашения Послания Федеральному Собранию Владимир Путин высказал идею о запуске инициативы по поддержке учителей
Газета Козельск
photo_2024-03-25_10-58-37_новый размер - Газета Заря 24 марта, в день общенационального траура по жертвам теракта в «Крокус Сити Холле», сотни медынцев пришли к Вечному огню в Парке воинской и трудовой славы.
Газета Заря
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
Районный фестиваль «Душа ребёнка» - Газета Новое время Результаты творческого конкурса в рамках Недели молодого избирателя подвели исполняющий обязанности прокурора Дзержинского района М.В.Бубнова и председатель территориальной избирательной комиссии И.В.Волкова.
Газета Новое время
0W2A8242_новый размер - Газета Заря Выпуск юбилейной почтовой продукции 21 марта, в преддверии 30-летия областного парламента, состоялась торжественная церемония специального гашения почтовых конвертов.
Газета Заря